Сергей Плахов (detonator666) wrote,
Сергей Плахов
detonator666

Программа развития российской авиационной промышленности реализуется с отставанием графика

Оригинал взят у bmpd в Программа развития российской авиационной промышленности реализуется с отставанием графика

Как пишет Елизавета Кузнецова в статье "Авиапрому не хватает подъемной силы", опубликованной в газете "Коммерсантъ", правительство признало серьезное отставание в выполнении обширных планов по реанимации российского авиапрома. Отрасли не удалось достигнуть ключевых показателей: снизились объемы поставок военных и гражданских самолетов и вертолетов, сдвинулись сроки все контрольные точки проекта нового пассажирского МС-21. Особые сложности возникли там, где предполагается международная кооперация. В результате госпрограмма развития отрасли реализована только на 74%, а оценка эффективности Минпромторга как ее исполнителя оказалась в числе самых низких.

По итогам 2016 года госпрограмма развития авиапрома на 2013-2025 годы выполнена на 74%, говорится в докладе Минэкономики, с которым удалось ознакомиться "Ъ". На нее бюджет выделял около 53 млрд руб., фактические расходы оказались на 10 млрд руб. больше. Тем не менее не была достигнута половина плановых показателей госпрограммы. В частности, вместо 198 самолетов в 2016 году поставлено только 136 машин.


Екатерина Еременко (с) Коммерсантъ


Одной из причин невыполнения показателя стало "негативное влияние антироссийских санкций, ограничивших доступ к внешним рынкам" и сокращение внутреннего спроса на авиатехнику. Кроме того, выполнить госпрограмму помешали ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, девальвация рубля, ограничившая возможности по закупке комплектующих и оборудования за рубежом, сокращение спроса иностранных авиакомпаний на технику. Одной из острейших проблем стала программа импортозамещения узлов, агрегатов и двигателей украинского производства.

В документе признается, что в 2016 году не выполнены контрольные этапы проекта создания самолета МС-21. На конец года были перенесены сроки выпуска рабочей конструкторской документации на версию МС-21-200, в частности, из-за доработки версии МС-21-300. Одним из факторов стали также данные маркетинговых исследований: они показали, что в ближайшие два-три года заказов на МС-21-200 "не ожидается". На год сдвинуто проектирование и подготовка производства опытных образцов МС-21-300, не проведен вылет второго летного образца. Основной причиной стали технические и коммерческие доработки. Представитель "Иркута" (разработчик самолета) сообщил "Ъ", что МС-21-300 готовится к первому полету, сейчас идет тестирование систем, в ЦАГИ завершается сборка МС-21-300 для статических испытаний, производятся четвертый и пятый экземпляры для летных и ресурсных испытаний. В компании утверждают, что у нее есть твердые контракты на 175 МС-21, по которым получены авансы.


Заметный спад, по данным анализа госпрограммы, отмечается и по вертолетам: секвестр гособоронзаказа снизил закупки с плановых 390 единиц до 190. Собеседники "Ъ" объясняют отклонение сдвигом сроков завершения разработки, сертификации и начала серийного производства новых вертолетов, в том числе Ка-62, который пришлось исключить из поставок. На 2017 год было перенесено и начало производства среднего многоцелевого вертолета Ми-38. Кроме того из-за "жестких сертификационных норм" в ряде стран затруднено продвижение на внешний рынок гражданской версии Ми-17. В 2016 году изменилась и структура поставок вертолетной техники за рубеж: снизился спрос на транспортно-десантные вертолеты типа Ми-8, но вырос на боевые Ми-35М, Ми-28НЭ и тяжелые транспортные Ми-26. Поставки остальных типов военных вертолетов за рубеж возможны не ранее 2017-2018 годов — из-за глобального снижения сегмента рынка.

В Минпромторге и Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) на запросы "Ъ" не ответили, в "Вертолетах России" оперативных комментариев не предоставили. В докладе говорится, что для выполнения госпрограммы Минпромторг хочет "привлекать и материально стимулировать квалифицированные кадры". Темпы производства вертолетов планируется поддержать за счет снижения издержек. Ситуацию также должно улучшить сотрудничество предприятий авиапрома между собой. Но в Минэкономики очень низко оценивают эффективность работы Минпромторга как исполнителя госпрограммы - на уровне 33,3%. Хуже ситуация только у него же по судостроению и промышленности в целом, а также у самого Минэкономики по Калининградской области и Минкавказа по Северному Кавказу.

Исполнительный директор "Авиапорт" Олег Пантелеев отмечает, что невыполнение плана поставок авиатехники наблюдается из года в год, что "может говорить не о недееспособности промышленности, а о низком качестве планирования". В то же время, уточняет он, финансовые показатели предприятий авиапрома достаточно высоки, и по гособоронзаказу претензий у заказчика нет

Tags: Авиа, Прогноз, Производство, Разбор, Сделано у нас, Экономика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments