Сергей Плахов (detonator666) wrote,
Сергей Плахов
detonator666

Le Monde Diplomatique: RT нарушил международное информационное равновесие

Оригинал взят у psyont в Le Monde Diplomatique: RT нарушил международное информационное равновесие
Оригинал взят у matveychev_oleg в Le Monde Diplomatique: RT нарушил международное информационное равновесие

RT обязан популярности в разных частях света своей редакционной политике, которая зачастую идёт вразрез с позицией местных СМИ и откровенно критична в отношении западных политиков, пишет Le Monde Diplomatique. Кроме того, по словам издания, российский телеканал мастерски овладел искусством оборачивать звучащие в его адрес обвинения в свою пользу. Это позволяет ему укреплять имидж «борца с истеблишментом» и привлекать внимание протестной аудитории.

1492862150_kingkorg_9

Канал RT, который обвиняют в том, что он является инструментом в руках Кремля, позаимствовал методы у многочисленных круглосуточных новостных каналов, конкурирующих между собой с некоторых пор на международной арене, — и перенял их недостатки. Быстрый рост аудитории RT в США и Европе связан с избранной каналом редакционной политикой, которая — пусть и варьируется в зависимости от региона — откровенно критична по отношению к западным политическим фигурам.

К отмечавшемуся в декабре 2015 года десятилетию RT (ранее известного как Russia Today) — флагмана ориентированных на внешний рынок аудиовизуальных продуктов российского правительства — был снят видеоролик. В нём главный редактор этого круглосуточного новостного канала Маргарита Симоньян, облачившись в советскую униформу, устраивала в головном офисе на улице Боровой в Москве смотр своему персоналу.

Вот уборщица Люба, которая «получает приказы напрямую из Кремля»; вот в студии на зелёном фоне журналист «на месте событий» читает текст на арабском с телесуфлёра, пока замаскированные под сирийских боевиков статисты стреляют холостыми; вот ведущие-экспаты прозябают в сыром застенке, а британца Кевина Оуэна — тоже сотрудника канала — приковывают к рабочему месту в студии наручниками…

Такую самоиронию RT применил, дабы дать ответ своим многочисленным критикам, считающим канал инструментом пропаганды Кремля. По случаю годовщины Владимир Путин напомнил о в целом вполне классических задачах этого транснационального СМИ, десять лет предпринимавшего меры, для того чтобы преодолеть отставание России в области «публичной дипломатии». «Важно, чтобы наш голос <…> услышали не только политики, но и, прежде всего, рядовые граждане других стран», — заявил президент.

«Оранжевая революция» 2004 года на Украине, которую Кремль воспринял как вмешательство Запада в его отношения с собственными соседями посредством подставных неправительственных организаций (НПО), стала поворотным моментом для внешней политики России, осознавшей свои слабости в плане распространения своего влияния в мире. Уже в следующем году Москва заложила первый камень в фундамент компании Russia Today. «Изначально идея заключалась в том, чтобы создать канал [на английском языке], который сосредотачивался бы исключительно на России. Однако вскоре стало очевидно, что эта идея обречена на провал, — вспоминает Симоньян. — Если наша аудитория ограничилась бы кремлинологами и специалистами, следящими за Россией, народу бы тогда набралось, конечно, очень мало».

«Объективности не бывает»

Во время российско-грузинской войны 2008 года, реагируя на, как считалось, одностороннее освещение конфликта крупными западными СМИ, руководство RT взяло на вооружение более агрессивную редакционную политику. Тогда главная задача канала изменилась — отныне он должен был быть «глобальным» СМИ, способным продвигать «другой взгляд» на события. Выход канала на международный уровень ускорился. Запустив в 2007 году арабскую версию — Rusiya Al-Yaum, ныне носящую название RT Arabic, — компания затем создала службу вещания на испанском языке (в 2009-м), отдельный канал в США (в 2010-м), ещё один — в Великобритании (в 2014-м) и, наконец, два интернет-издания, рассчитанные на германоязычную и франкоязычную аудитории (в 2014-м). Также было заявлено, что в течение нынешнего года начнёт работу телеканал RT France.

Имея в своём распоряжении 2,1 тыс. сотрудников и офисы в 19 странах, компания развивается за счёт значительных средств, которые вкладывают в неё российские власти. Согласно опросу, проведённому исследовательской организацией Ipsos в ноябре 2015 года в 38 странах, её каналы еженедельно смотрят 70 млн человек. Таким образом, она отстаёт по аудитории от международной службы BBC, но опережает Deutsche Welle и France 24. Кроме того, RT — пятый в рейтинге самых популярных телеканалов в своих приоритетных регионах — США и Европе, — где он ежедневно собирает у телеэкранов 8 и 36 млн зрителей соответственно. С момента запуска канала его бюджет увеличился в десять раз: с € 29 млн до € 290 млн — это почти четверть от общего объёма средств, предоставляемых СМИ государством. RT быстро приспособился к продвижению своего контента в интернете, активно применяя вирусные цифровые технологии (прямое видеовещание, панорамные ролики и т.п.). Компания также завела многочисленные аккаунты в соцсетях, например в YouTube, где она себя позиционирует как главный информационный источник в мире, имея на всех каналах в общей сложности 4,5 млн подписчиков. Эталоном в продюсерском плане для неё остаётся модель Cable News Network (CNN) — оперативность, срочные новости, совмещение информирования и развлечений. CrossTalk, главное ток-шоу RT International, непосредственно вдохновляется передачей Crossfire на CNN (в 2014 году она была закрыта). Ну а тот факт, что RT в 2013 году переманил к себе бывшего звёздного ведущего этого американского канала Ларри Кинга, и вовсе числится среди главных подвигов российского СМИ.

RT позиционирует себя как альтернативу западным «мейнстримным СМИ», которых, согласно составленному редакцией канала перечню, всего существует около пятидесяти. «Мы захотели покончить с англосаксонской монополией на информационные потоки», — пояснял господин Путин в ходе визита в офис канала в июне 2013 года. По мнению генерального директора Российского совета по международным делам Андрея Кортунова, «цель [RT] — не столько продвигать российскую позицию, сколько поставить под сомнение однозначность позиции западной, принизить значение западной интерпретации событий». Об этом свидетельствует и девиз канала: Question more («Задавайте больше вопросов»).

Будучи неприкрыто ангажированным СМИ, RT отмахивается от противоречия, раздирающего западные государственные международные телеканалы, для которых, с одной стороны, существует политическая необходимость распространять информацию в соответствии с национальными интересами своего государства-акционера, а с другой — этические принципы, требующие наличия реальной независимости, дабы не представать источником пропаганды. В ноябре 2016 года генеральный директор BBC Тони Холл, комментируя расширение международной службы корпорации, говорил, что видит её в будущем как компанию, «заслуживающую доверия, открытую миру, привносящую в нашу журналистику лучшее, независимую и непредвзятую». В том же духе высказывалась и генеральный директор France Médias Monde Мари-Кристин Сарагосс, которая в интервью Le Point от 5 декабря 2016 года уверяла, что France 24, финансирующийся как за счёт доходов от авторских прав и лицензий на контент, так и за счёт государственных средств, «не является правительственным телеканалом».

Что же до команды RT, та она эту дилемму игнорирует, предпочитая открыто признавать свои связи с российскими властями. Американка Анисса Науэй, которая ведёт передачу In the Now, говорила в своём интервью с журналистом CNN Кристиан Аманпур в 2014 году, что ей «нечего скрывать». И добавляла: «Люди знают, откуда идёт наше финансирование. <…> Показываем ли мы события скорее с российской точки зрения? Конечно, ведь эту точку зрения отодвигают на задний план. Но слышать такой вопрос от СМИ, которое на протяжении более 15 лет распространяет точку зрения Госдепа, — абсурд». Это — камень в огород Аманпур, которую в конце 90-х годов прошлого века позвали на CNN освещать события в Косове в качестве важного репортёра, — притом что её муж Джеймс Рубин занимал в тот самый момент пост официального представителя Государственного департамента… Таким образом, руководители RT воспринимают международную медийную среду как пространство, в котором сосуществует множество нарративных режимов. «А вы много уже увидели примеров объективного освещения событий? <…> Объективности не бывает, а вот приблизительных оценок истины — столько же, сколько и голосов», — резко высказывалась Симоньян в интервью Spiegel Online от 13 августа 2013 года, делая таким образом выбор в пользу провозглашения плюрализма мнений вместо громких заявлений об объективности.

Повестка тяготеет к безопасности

RT уделяет особое внимание тем событиям, которых мало касаются западные СМИ. К примеру, российский канал продолжает относительно нейтрально (см. сообщение от 11 февраля) освещать войну в Афганистане, где по-прежнему совершает авиаудары коалиция под руководством США. Он также регулярно выпускает сюжеты о войне в Йемене, которую успели затмить события в Сирии. К примеру, 10 февраля этого года выпуск новостей на RT International начался с рассказа об откровениях британской прессы  о том, что Саудовской Аравии продолжают продавать оружие, несмотря на случайно нанесённый ею в октябре 2016 года бомбовый удар по похоронной процессии, в результате которого погибли 140 и были ранены несколько сотен человек.

Редакционная политика международного отдела RT имеет несколько векторов: продвижение идеи многополярного мира и ценностей сторонников национального суверенитета, критика евроатлантизма и претензий США на гегемонию, а также изобличение «русофобии». В деле распространения этих идей канал полагается на крайне разношёрстных экспертов, начиная c бывших членов Club de l'Horloge (французский кружок, объединяющий правых и ультраправых мыслителей) и заканчивая американскими пацифистами. Из фигур, которых приглашают на передачу Sophie Co, получается такой же политически плавильный котёл: были на ней и вице-председатель представленной в бундестаге Левой партии Германии Сара Вагенкнехт, и не задержавшийся надолго на посту советник Дональда Трампа по нацбезопасности Майкл Флинн, и кандидат в президенты Австрии от ультраправых Норберт Хофер, и бывший министр иностранных дел Франции от социалистов Юбер Ведрин, и лидер Национального фронта Марин Ле Пен. В этой же передаче собирают мнения лидеров региональных держав — вроде бывшего министра иностранных дел Пакистана Хины Раббани Кхар, бывшего президента Турции Абдуллы Гюля (Партия справедливости и развития) или одного из участников переговоров об иранской ядерной программе со стороны Тегерана. Наконец, грубой цензуры удаётся

избежать и сюжетам о российской политике — в выпуске новостей от 26 февраля даже говорили о годовщине со дня смерти оппозиционера Бориса Немцова.

Редакционная политика RT International не совпадает с линиями местных каналов и сайтов. RT подстраивается под уже имеющийся ассортимент информационных продуктов в тех странах, где Россия желает распространять своё влияние. Так, RT America подхватывает критику в адрес неолибералов и придерживается дипломатических позиций неоконсерваторов, что сильно отличается от редакционной политики каждого крупного внутриамериканского кабельного канала, начиная с CNN и заканчивая Fox News. 18 февраля в передаче Keiser Report критиковали назначения, сделанные новым президентом Дональдом Трампом, — в том числе советников и членов его кабинета, когда-то работавших в инвестиционном банке Goldman Sachs. Такие выступления против Уолл-стрит, впрочем, не удостоились внимания со стороны бывшего директора Национальной разведки США, обвинившего канал в том, что он поддерживал кандидата от республиканцев в ходе его предвыборной кампании. К подобному обвинению хорошо было бы добавить побольше деталей: главной целью RT было критиковать Хиллари Клинтон, склонность которой к односторонним подходам волновала Кремль, напирая при этом на связи между бывшим госсекретарём и неоконсервативными кругами или же вспоминая вместе с WikiLeaks о ситуации с похищенными письмами самого кандидата от демократов и её советника Джона Подесты.

Антитрамповские взгляды также высказали и многие считающиеся левыми фигуры, ток-шоу которых нашли приют на RT America. Журналист Эд Шульц не скрывал симпатий к Берни Сандерсу, давшему ему не одно интервью во время праймериз Демократической партии. Коллега Шульца Крис Хеджес — лауреат Пулицеровской премии 2002 года, близко знакомый с Ноамом Хомским, — сам называет себя «социалистом» на страницах альтернативной газеты Truthdig, в которой он работает колумнистом. В эпизоде передачи Хеджеса On Contact, выпущенном через несколько дней после победы Трампа, журналист всё же предупреждал (пусть и усматривая в избрании этого кандидата «массовое неприятие неолиберального курса, проводимого правящей финансово-политической элитой»), что «и так серьёзно пошатнувшимся гражданским свободам на смену может прийти остервенелое и безжалостное полицейское государство». Сверх того RT America, проявив верность своему кредо «борца с истеблишментом», предоставил слово кандидатам от «третьих партий» (Партии зелёных и Либертарианской партии), которых его медийные конкуренты приглашают к себе нечасто.

На Ближнем Востоке, который с нулевых остаётся полем информационной брани между крупными международными телеканалами, работает RT Arabic, критикующий спровоцированную «арабской весной» — в компании с каналом Al Jazeera  — нестабильность и поносящий направленную на военные вмешательства политику (о которой финансируемый американским конгрессом канал Al-Hurra молчит) западных держав в регионе.

Критика склонности США вмешиваться во внутренние дела суверенных государств также является одним из козырей RT на испанском, ведущего особенно активное вещание в Мексике, Аргентине и Венесуэле. Испаноязычный канал продвигает антиимпериалистический и антилиберальный дискурс, гармонирующий с риторикой латиноамериканских левых, однозначно их поддерживая. По мнению исследователя Джона Экермана, ведущего на канале регулярное обозрение, более чем достойный результат, показанный в первом туре президентских выборов в Эквадоре в феврале 2017 года преемником эквадорского лидера Рафаэля Корреа Ленином Морено, свидетельствует о том, что «период прогрессистских правительств в Латинской Америке не миновал». Повествуя об экономических трудностях Венесуэлы, канал говорит об «экономической войне против [президента Николаса] Мадуро» (эфир от 21 февраля), казалось бы, перекладывая всю ответственность за кризис на оппозицию. Вопрос о том, насколько виновато правительство в «плохом финансовом управлении», тем не менее задавали в ходе передачи El Zoom (14 декабря).

Сайт RT на французском — как и прочие европейские филиалы RT — имеет значительно более консервативное лицо. Экономические и социальные вопросы российская мультимедийная платформа затрагивает редко и тяготеет к темам, имеющим отношение к безопасности. В 2016 году на одну статью сайта, посвящённую безработице, приходилось 17 материалов о терроризме (против двух в Le Monde и 1,7 в Le Figaro) . По сравнению с другими СМИ, RT относительно много внимания уделяет «маленьким» кандидатам в президенты Франции, но от такого восстановления равновесия всё-таки больше выигрывает не кандидат от движения «Непокорённая Франция» Жан-Люк Меланшон, а голлист и защитник суверенитета Николя Дюпон-Эньян. Та же логика в ходу и за Ла-Маншем: лидер Партии независимости Соединённого Королевства (UKIP) Найджел Фарадж с 2010 по 2014 год появлялся на RT 17 раз, значительно опередив по эфирному времени кампанию за брексит.

Что касается президентских выборов, сайт не молчит ни о судебных неурядицах Франсуа Фийона (которого во Франции часто позиционируют как «пророссийского» кандидата), ни о «маршах пустых кастрюль», которые устраивают ему во время поездок его противники. Освещает он и нависшие над Марин Ле Пен подозрения по поводу создания фиктивных рабочих мест в Европарламенте. Вместе с тем серьёзное внимание он уделяет и заявлениям её адвокатов, и пресс-релизам Национального фронта (материалы от 17 и 20 февраля). К признакам, свидетельствующим об особой привязанности российского канала к политическому курсу кандидата от фронта, вполне можно отнести её пресс-конференцию (23 февраля), где она представила своё видение внешней политики Франции, походя напомнив о своём желании «скрепить Россию с европейским континентом».

Кандидат от движения En Marche! Эммануэль Макрон, конечно же, получает наименее положительное освещение, что соответствует антилиберальной позиции RT. Сайт высмеивает его позу «борца с истеблишментом», называя её устами члена кружка «Ошеломлённые экономисты» Дани Ланга «тотальным обманом» (материал от 3 февраля). Однако даже если признать, что забрасывание господина Макрона грязью со стороны двух членов партии «Республиканцы» на родственной RT государственной мультимедийной платформе Sputnik — это похабщина, до «остервенения», о котором рассказывает размахивающий российской угрозой, будто красной тряпкой, кандидат, здесь всё равно далеко.

RT выказывает весьма заметный аппетит к недовольству на Западе, в том числе и социальному, — особенно когда показывает зрелищные кадры со столкновениями с полицией, разбитыми витринами или пожарами, которым самое место в топах шок-контента (материал от 30 декабря 2016 года). В США канал также продвигал широкие социальные движения вроде Ocupy Wall Street, Black Lives Matter или — уже совсем недавно — марши протеста против Трампа. Подобные сюжеты подчёркивают существующие в западных обществах разногласия. Сайт рассказывает как о судьбе фермера Седрика Эрру — защитника мигрантов из долины франко-итальянской реки Руайя (материал от 10 февраля), так и о плакатах с лозунгом «Да, мы у себя дома», расклеенных активистами Национального фронта из коммуны Энен-Бомон в качестве жеста в адрес фильма Люки Бельво «У себя дома», повествующем о предвыборной кампании эрзац-версии НФ на городских выборах (материал от 22 февраля). Страны с либерально-демократическим устройством канал изображает так, будто они на грани хаоса, а то и «гражданской войны» (материал от 12 января). Российский канал часто с тревожными интонациями освещает аварии на производстве: например, пожар в машинном отделении АЭС Фламанвилля (новостной выпуск от 9 февраля), пять десятков случаев отравления раздражающим веществом в аэропорту Гамбурга (12 февраля). Это — способ преуменьшить масштабы технологической пропасти, отделяющей Россию от Западной Европы и США и остающейся одной из главных забот российских элит.

Когда речь заходит о конфликтах, представляющих серьёзный стратегический интерес для Москвы, RT — как и CNN в США в ходе американских войн — становится инструментом пропаганды. В эти моменты канал с усердием тиражирует официальные версии событий. В Сирии, где RT много раз приходилось служить рупором для Башара Асада, в этом смысле сыграли роль итоги битвы за Алеппо, которые выявили глубину разногласий между участниками российско-западной информационной войны: после того как город вновь был взят сирийской армией, RT по своим каналам показывал, как ликуют жители западного Алеппо, а западные СМИ почти в полном составе сосредоточились на гуманитарной ситуации в восточных кварталах города. И наоборот: канал приглашал бывшего британского дипломата, дабы тот прокомментировал «гибель мирных жителей» в ходе взятия Мосула, который сейчас при поддержке коалиции под руководством США штурмуют иракские вооружённые силы.

По иронии судьбы в январе 2014 года Североатлантический альянс НАТО открыл в Риге Центр стратегических коммуникаций. Эта организация, не слишком знаменитая обязательным отношением к правде, что ярче всего проявилось во время войны в бывшей Югославии, теперь поставила себе целью разбирать по винтикам «информационные кампании» своего «заклятого друга» – России, пользуясь крайне модным сейчас приёмом факт-чекинга («проверка фактов»).

RT в ответ запустил собственную платформу FakeCheck. В меню — удостоившийся «Оскара» документальный фильм «Белые каски», посвященный сирийским спасателям, работающим в районах, контролируемых повстанцами. Российский канал, приводя в подтверждение своей позиции видеоролики, обвиняет организацию в том, что она поддерживает связи с исламистскими группировками, и подчёркивает, что она получает финансирование с Запада. Вообще RT мастерски овладел искусством оборачивать звучащие в его адрес обвинения в распространении пропаганды в свою пользу — подобные заявления позволяют ему укреплять свой имидж «борца с истеблишментом» и сосредотачивать протестные аудитории, разыгрывая карту «один против всех». В заключение клипа, снятого к десятилетию канала, Маргарита Симоньян, обращаясь к зрителю с улыбкой на губах, говорит: «Ну что, вы как-то так это себе представляли? Всё правильно, именно так мы и работаем!»

Максим Одине
отсюда

Tags: СМИ, Сделано у нас, Слава России !
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments