Сергей Плахов (detonator666) wrote,
Сергей Плахов
detonator666

Летчик-испытатель: МС-21 унаследовал «интеллект» и надежность самолета Як-130




  • Роман Таскаев

© Марина Лысцева/ТАСС

Новый российский пассажирский самолет МС-21-300 («Магистральный самолет XXI века») 28 мая впервые поднялся в воздух с аэродрома Иркутского авиазавода. Второй пилот — летчик-испытатель ОКБ Яковлева Роман Таскаев — рассказал в интервью ТАСС, как вела себя машина, удобно ли в кабине МС-21 и что воздушный лайнер позаимствовал у своего «младшего брата» — учебно-боевого самолета Як-130.

Какие параметры нового самолета оценивались в ходе первого полета?

— Обычно первый полет выполняется без изменения взлетно-посадочной конфигурации, то есть самолет не убирает шасси и закрылки, все стабилизировано. Это типовое ограничение на все воздушные суда, первый раз поднимающиеся в небо. Именно поэтому диапазон высот и скоростей в первом полете значительно сокращается. Скорости у нас были ограничены из-за выпущенных шасси — разгонялись до 340 км/ч. Высоко тоже не надо было забираться, летали практически до 2 тысяч метров. Высота была нужна, чтобы посмотреть, как самолет ее набирает, как снижается.

Смотрели также характеристики управляемости самолета — как он реагирует на ручку. Отклоняли немного, не на полную амплитуду, смотрели, как слушается. В данном случае могу только порадоваться за машину — у нее очень хорошие характеристики управляемости.

Дальше мы проверяли работоспособность гидросистемы, энергоснабжения, насосы, генераторы, работу системы кондиционирования, электрических систем. Курсовертикаль — тот агрегат, который дает нам информацию о крене самолета, его тангаже, курсе. Проверили радиосвязь, параметры силовой установки — обороты, температуру, характеристику масляной системы. Оценили информационно-управляющее поле кабины, насколько легко летчику в нем ориентироваться во время полета.

Если все будет нормально и не будет серьезных доработок, то в ближайшее время, думаю, через неделю, мы продолжим испытания и сделаем второй полет, в котором сможем убрать шасси и закрылки и сможем выйти на другие высоты и скорости.

Максимальную скорость и высоту тоже будете проверять?

— Конечно. Здесь можно смело говорить, что характеристики, диапазон скоростей и высот МС-21 такой же, как у его конкурентов — Airbus и Boeing. Они продиктованы самой коммерческой деятельностью самолета — это высоты до 12 км, скорость до 0,85 маха (910 км/ч), вес 75-77 тонн, дальность до 5 тысяч км. Такие параметры характерны для всех коммерческих самолетов подобного класса.

— Как себя вел МС-21 — хорошо ли вас слушался?

— Изумительно! Управление настолько комфортно, что к нему не нужно привыкать.

Роман Петрович, волновались перед полетом?

— До того, как садишься в самолет, волнение, конечно, есть. Надо продумать всю последовательность своих действий. А когда я сажусь и начинаю работу, тут же забываю про то, что мне страшно, что я волнуюсь. Просто делаю, и все.

Этот самолет содержит в себе фирменные черты яковлевских самолетов, традиции и стиль ОКБ Яковлева?

— На гражданских самолетах Яковлева я до этих пор испытаний не проводил. В то время, когда их поднимали в воздух, летал на микояновских истребителях (самолеты семейства МиГ. — Прим. ТАСС). Про преемственность могу сказать только одно: система управления, которая стоит на учебно-боевом самолете Як-130 и делает этот самолет супербезопасным, и в МС-21 применяется. Этот «интеллект», эти наработки, которые мы сделали в ходе испытаний Як-130, очень комфортные, очень здорово такой системой управлять. И, естественно, она обладает высочайшей степенью безопасности.

Получается, что большой гражданский самолет взял от своего боевого «младшего брата» часть самого лучшего?

— Да, это так. Можно сказать, МС-21 «впитал» в себя все лучшие наработки ОКБ Яковлева именно по этой части.

В первом полете МС-21 был не один, а как раз в сопровождении Як-130. Это было сделано для съемки или еще по какой-то причине?

— В первом полете существует вероятность того, что определение параметров высоты и скорости нового воздушного судна будет не совсем корректным. Мы же не знаем, как идет обтекание датчиков в условиях реального полета, правильно ли они функционируют. Это для всех самолетов характерно. И сами испытания мы начинаем с того, что корректируем правильность показаний, потому что нам необходимо привести характеристики в соответствие с правильными показаниями высоты и скорости, температуры и всего остального.

Поэтому самолет сопровождения мы поднимаем, чтобы посмотреть соответствие с его скоростью и высотой. Кроме того, МС-21 впервые разогнался до такой скорости, первый раз ушел в воздух. Конечно, желательно, чтобы сопровождение посмотрело, как, например, ведут себя колеса самолета, его шасси, не отлетели какие-нибудь лючки. Одно дело — наземные испытания, и совсем другое — полет.

МС-21 сопровождался в первом полете одним самолетом или все-таки двумя?

— Як-130 было два. Один был «прилеплен» к нам, для того чтобы выполнять работу, о которой я уже сказал, а второй подстраховывал на всякий случай. Параллельно на него возложили задачу воздушной съемки. Первый «Як» пилотировал летчик-испытатель ОКБ Яковлева Василий Севастьянов, второй — Максим Конюшин.

Сколько еще примерно продлятся испытания МС-21?

— Программа очень обширная. Мы сейчас говорим о программе заводских испытаний, затем будут проводиться сертификационные. Это достаточно большой объем, но его можно будет проводить параллельно с серийным производством самолетов. Например, если необходимо сертифицировать МС-21 на полеты в высокогорье, необязательно делать это в ближайшее время. То же самое — сертификация для жаркого климата. Весь блок специфических испытаний можно будет сделать попозже, а основополагающие испытания (устойчивость, управляемость, аэродинамика) идут уже сейчас. Мы будем проводить их в этом и в следующем году.

Почему столько времени прошло между выкаткой самолета и его первым полетом?

— Летным испытаниям предшествуют наземные, они тоже есть в программе сертификации. На самолет устанавливают испытательное оборудование, проверяют все цепи, взаимовлияние всех систем. Чем более высокотехнологичная машина, тем дольше и спокойнее ее необходимо испытывать. Самое главное — все параметры должны быть записаны на контрольно-записывающую аппаратуру, которая не штатная, а специальная испытательная.

До того как самолет полетит, отрабатывают системы, которые предшествуют запуску двигателей, потом сам запуск, потом постепенно увеличивают режим работы двигателя и так далее. Это ломать быстро, а выпустить в небо новую машину — долгая и кропотливая работа…

Может быть, вы с Олегом Кононенко (летчик-испытатель ОКБ Яковлева, командир МС-21. Прим. ТАСС) уже дали имя новому самолету?

— В общем-то пока не сложилось у нас мнения о том, как эту «ласточку» называть. Мы хотели, чтобы его имя и бортовой номер были особенными, перекликались с чем-нибудь, но департамент промышленности без всякой романтики дал нам какой-то бортовой номер, который я до сих пор запомнить не могу. Так что пока мы ему имя не придумали.

Беседовала Анна Юдина

Tags: Авиа, Замечательно, Испытания, Лепота, Любовь и Гордость, Открытым текстом, План, Сделано у нас
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments