Сергей Плахов (detonator666) wrote,
Сергей Плахов
detonator666

Похороним и проедим: каким будет бюджет Архангельска на ближайшие три года

30 ноября 2017

Вчера депутаты городской думы утвердили бюджет Архангельска на ближайшие три года. Никто из народных избранников не назвал принятый документ революционным, прорывным или бюджетом развития. Однако проголосовали за него почти единогласно: лишь один депутат был против, ещё трое воздержались.



«Сказка про белого бычка»

Главным достижением разработанного в мэрии бюджета многие выступавшие на сессии называли сокращение дефицита до 3% от собственных доходов города. По проекту ожидается, что в 2018 году расходы превысят доходы всего на 133 миллиона рублей, а с 2019 года бюджет и вовсе должен стать бездефицитным.

Отсутствие дефицита бюджета должно привести к снижению долговой нагрузки на бюджет и остановить рост затрат на обслуживание муниципального долга в коммерческих банках.

— Соответственно, мы рассчитываем на то, что будут снижаться расходы на обслуживание муниципального долга, но тем не менее лимит муниципального долга мы установили миллиард девятьсот миллионов рублей, — сказал депутат Сергей Малиновский

К слову, только на обслуживание муниципального долга в 2018 году планируется потратить 344 миллиона рублей, а в 2019-2020 гг. — по 389 миллионов. Фактически ежегодные расходы на выплаты по кредитам соразмерны затратам на строительство в городе одного детского сада, а за три года — средней школы на полторы тысячи учащихся.

Да и радоваться бездефицитному бюджету на 2019-2020 годы пока преждевременно. Дело в том, что ровно год назад депутаты городской Думы также приняли бюджет города на три года. В нём, как и в сегодняшнем документе, был предусмотрен небольшой дефицит на ближайший (2017-й) год и полное соответствие расходов и доходов на два плановых года. Но потом планы поменялись.

Поэтому в любом случае в следующем году будет приниматься новый бюджет и в нём, вполне возможно, строка дефицита появится вновь. Обоснований этому найдётся множество: начиная от президентских указов, которые будет необходимо исполнять, завершая необходимыми инвестициями в экономику и социальную сферу города.

Добавим, что по сравнению с первоначальным бюджетом 2017 года доходы и расходы городской казны выросли примерно на полмиллиарда рублей и превысили восемь миллиардов рублей. Основная часть этой суммы пойдёт на нужды социальной сферы — почти 70% расходов, лишь 16% средств будет направлено на отрасли городского хозяйства. Причём с каждым годом расходы на коммуналку будут падать. В итоге такое снижение может привести к катастрофе, считают депутаты.

— Существующая ситуация приведет либо к техногенным коллапсам, либо социальным, — отметил депутат Александр Афанасьев, обращаясь к присутствовавшему на сессии депутату Госдумы Дмитрию Юркову с просьбой донести на федеральный уровень проблему систематического недофинансирования города и региона.

Живущим — не везёт...

Получив для ознакомления проект бюджета, мы постарались понять, какие масштабные (или не очень проекты) планируется реализовать в Архангельске в ближайшие годы. Результат изучения главного финансового документа города печален: из-за недофинансирования Архангельска в ближайшие годы власти будут заниматься практически исключительно разработкой проектов, до реализации проектов руки вряд ли дойдут. Именно поэтому некоторые народные избранники вполне справедливо назвали принятый документ «бюджетом проедания».

— Этот бюджет — бюджет проедания, латания дыр и заплат. Уменьшена статья расходов на дорожный фонд: если заложено на 2018 год 647 миллионов рублей, то на 2020-й эта сумма уменьшилась до 374 миллионов. И это не вина администрации города, потому что на сегодняшний день Архангельск зарабатывает больше 20 миллиардов рублей, а воспользоваться может лишь пятью миллиардами, — отметил в своём выступлении депутат Ростислав Васильев.


В новом бюджете перечень объектов капитального строительства, в которые планируется вкладывать средства в ближайшие три года, уместился всего на одном альбомном листе. Причём в большинстве случаев при разговорах об «инвестициях» речь идёт, прежде всего, о разработке проектов, а не их воплощении в жизнь.

Например, на приобретения жилья для детей-сирот в следующем году запланировано направить всего 38 миллионов рублей. И это при том, что в «очереди» на получение жилья стоит несколько сотен сирот. Сколько из них получат жильё? Не более тридцати человек. А в 2019 году сумма на приобретения жилья уменьшится почти вдвое.

Однако упрекать в провале выделения жилья только администрацию города будет несправедливо. По действующему законодательству городские власти могут направлять на решение этой проблемы только те деньги, которые выделяются из областной и федеральной казны. А вышестоящие бюджеты вкладываться не торопятся, сокращая финансирование.

В то же время в перечне объектов, которые планируется реализовать в ближайшие годы, есть несколько серьёзных проектов для разгрузки Северодвинского моста и перекрёстка Урицкого — Обводный. В следующем году на строительство развязки на съёзде с моста планируется направить 22 миллиона рублей. Однако учитывая возможную стоимость работ (речь будет идти, по всей видимости, о сотнях миллионов рублей), в следующем году будет выполнено лишь проектирование развязки, а фактически к её строительству приступят не раньше 2020 года.

Кстати, это не единственная строка в бюджете, которая касается Северодвинского моста. В следующем году запланирован капитальный ремонт перехода на 44 миллиона рублей.

Аналогичная картина наблюдается и с реконструкцией перекрёстка Урицкого — Обводный. В следующем году на неё будет направлено всего восемь миллионов рублей на разработку проекта. Начало строительных работ запланировано не ранее чем на 2020 год. То есть, как минимум, три года жители города будут стоять в диких пробках на данном участке дороги.

Аналогичная судьба ждёт и модульную насосную станцию в Северном округе Архангельска. Пять с половиной миллионов рублей на её проектирование предусмотрено выделить уже в 2018 году, а вот миллионов на строительство не видно даже в 2020 году. Вполне вероятно, данный проект повторит судьбу многих разработок, на которые были потрачены бюджетные деньги, но они так и не были воплощены в жизнь.

Также будет разработан проект Физкультурно-оздоровительного комплекса в округе Варавино-Фактория, а вот будет ли он воплощён в жизнь — пока большой вопрос, поскольку в бюджете именно на строительные работы предусмотрено всего 15 миллионов рублей.

«Похоронный бюджет»

А вот на что в городском бюджете нашлись деньги в полном объёме — и на проектирование, и на строительство, так это на городские кладбища. В ближайшие три года на строительство кладбищ в деревне Валдушки и на Маймаксанском шоссе из городского бюджета будет направлено 144 миллиона рублей. Это больше, чем на строительство развязки, реконструкцию перекрёстка и предоставление жилья сиротам вместе взятым.

Повезло жителям Хабарки — в следующем году планируется завершить строительство причала на острове, а в Ломоносовском округе в 2020 году приступят к строительству парка за кинотеатром «Русь».

В 2018 году будет завершено строительство детского сада в пос. Турдеевск. В Майской горке дошкольное учреждение планируется начать строить в 2018 году — на это в бюджете предусмотрено 30 миллионов рублей.

Но начинать радоваться за жителей округа пока не стоит. В этом году, в городском бюджете, например, также было предусмотрено более тридцати миллионов рублей на строительство детского сада, но из-за корректировки областного плана мероприятий развития Архангельска проект так и не был начат.

Не ясны перспективы и строительства школы всё в той же Майской горке. Учреждение, которое сегодня работает в округе, перегружено. Там вместо 800 школьников обучается 1200, что вынудило руководство учреждения организовать обучение в две смены. Однако новая школа в ближайшие три года в микрорайоне также не появится. В следующем году 15 миллионов рублей будет выделено только на проектирование нового здания, а в 2019-м — 51 миллион на строительство, что при общей стоимости проекта более миллиарда рублей, капля в море.

Ещё из приятных моментов нового бюджета можно назвать то, что в 2018 году, похоже, закончится эпопея с отсутствием бани в посёлке 29-го лесозавода. Существующая здесь «помывочная» находится в аварийном состоянии и не работает. В следующем году вместо старой бани планируется установить модульный комплекс. Париться в нём, конечно, будет нельзя, но получить услуги по помывке — вполне реально.

Впрочем, ко второму чтению бюджета, скорее всего, появятся поправки, как от депутатов, так и от администрации областного центра. В частности, уже на сессии депутаты высказывали, что их не устраивает малое выделение денег на поддержку молодых семей, снижение расходов на городское хозяйство, высокие затраты на обслуживание муниципального долга.

— Самая сложная работа будет сейчас проходить перед вторым чтением бюджета города по поправкам. На мой взгляд, у нас недостаточно запланировано средств на городскую программу субсидирования жилья для молодых семей. Если два года назад у нас цифра была порядка 16 миллионов рублей, то сейчас эта сумма составляет около 5 миллионов рублей — этого явно недостаточно, — обратил внимание на проблему депутат Дмитрий Акишев.

Святослав Михайлов
Фото: Сергей Яковлев


Оригинал материала: http://29.ru/text/economics/371116204179456.html?notify&_Eh1Iq=FyYWMFkwEnRVOQYjG3VSMAw%3D&utm_source=mail&utm_medium=top_news&utm_campaign=29


Tags: Бабло, Разбор, Родные края, Экономика
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments