Сергей Плахов (detonator666) wrote,
Сергей Плахов
detonator666

Categories:
"Удобная морская цель": на что способен новейший британский авианосец
6.2Kчт, 07/12/2017 - 18:20 | ТАСС (2 месяца 3 недели)
Аватар пользователя ТАСС

HMS Queen Elizabeth

7 де­каб­ря в Портс­му­те (Ве­ли­ко­бри­та­ния) со­сто­я­лась це­ре­мо­ния вклю­че­ния нового авиа­нос­ца HMS Queen Elizabeth в состав бри­тан­ско­го Ко­ро­лев­ско­го военно-мор­ско­го флота (ВМФ). В це­ре­мо­нии при­ня­ла уча­стие ко­ро­ле­ва Ели­за­ве­та II. В своей речи она вы­ра­зи­ла уве­рен­ность, что ко­рабль будет сви­де­тель­ством бри­тан­ской мощи на мор­ских про­сто­рах на бли­жай­шие де­ся­ти­ле­тия. По мнению ми­ни­стра обо­ро­ны Ве­ли­ко­бри­та­нии Гэвина Уи­льям­со­на, "новый авиа­но­сец яв­ля­ет­ся оли­це­тво­ре­ни­ем бри­тан­ско­го ди­зай­на и функ­ци­о­наль­ных воз­мож­но­стей, ле­жа­щих в основе пред­при­ни­ма­е­мых нами усилий по со­зда­нию во­ору­жен­ных сил, от­ве­ча­ю­щих тре­бо­ва­ни­ям бу­ду­ще­го".

HMS R08 — го­лов­ной ко­рабль в серии из двух авиа­нос­цев для бри­тан­ско­го флота. Назван в честь ко­ро­ле­вы Англии Ели­за­ве­ты I (1558–1603). Это самый круп­ный ко­рабль Ко­ро­лев­ско­го ВМФ за всю ис­то­рию флота и самый круп­ный боевой ко­рабль, когда-либо по­стро­ен­ный в стране. Этот авиа­но­сец, так же как его стро­я­щий­ся собрат Prince of Wales, в три раза круп­нее своих пред­ше­ствен­ни­ков типа Invincible и со­по­ста­вим с аме­ри­кан­ским Nimitz и фран­цуз­ским Charles de Gaulle. Основу авиа­груп­пы "Ко­ро­ле­вы" должны со­ста­вить па­луб­ные ис­тре­би­те­ли пятого по­ко­ле­ния Lockheed Martin F-35B.

Новый авиа­но­сец — второй ко­рабль Ко­ро­лев­ско­го ВМФ, но­ся­щий имя HMS Queen Elizabeth. Ранее в честь ко­ро­ле­вы Ели­за­ве­ты I был назван го­лов­ной ко­рабль в серии из пяти бро­не­нос­цев, по­стро­ен­ных в 1913–1916 годах. Кроме того, в 1960-х годах раз­ра­ба­ты­вал­ся авиа­но­сец CVA-01 во­до­из­ме­ще­ни­ем 54 500 т, ко­то­ро­му также пла­ни­ро­ва­лось при­сво­ить имя HMS Queen Elizabeth, однако проект был от­ме­нен.

Ис­то­рия "Ко­ро­ле­вы"

Впер­вые о заказе на по­строй­ку двух од­но­тип­ных авиа­нос­цев бри­тан­ский ми­нистр обо­ро­ны Дес Браун объ­явил 25 июля 2007 года. Ко­раб­ли класса Queen Elizabeth были спро­ек­ти­ро­ва­ны для замены легких авиа­нос­цев класса Invincible (в 1980–2014 годах три ко­раб­ля этого класса несли службу в со­ста­ве ВМФ). 3 июля 2008 года кон­тракт на по­строй­ку двух авиа­нос­цев общей сто­и­мо­стью около €8 млрд ми­но­бо­ро­ны Ве­ли­ко­бри­та­нии за­клю­чи­ло с ев­ро­пей­ским кон­сор­ци­у­мом Aircraft Carrier Alliance (ACA).

Впер­вые о заказе на по­строй­ку двух од­но­тип­ных авиа­нос­цев бри­тан­ский ми­нистр обо­ро­ны Дес Браун объ­явил 25 июля 2007 года. Ко­раб­ли класса Queen Elizabeth были спро­ек­ти­ро­ва­ны для замены легких авиа­нос­цев класса Invincible (в 1980–2014 годах три ко­раб­ля этого класса несли службу в со­ста­ве ВМФ). 3 июля 2008 года кон­тракт на по­строй­ку двух авиа­нос­цев общей сто­и­мо­стью около €8 млрд ми­но­бо­ро­ны Ве­ли­ко­бри­та­нии за­клю­чи­ло с ев­ро­пей­ским кон­сор­ци­у­мом Aircraft Carrier Alliance (ACA).

Queen Elizabeth стро­ил­ся в 2009–2017 годах кон­сор­ци­у­мом ACA на су­до­стро­и­тель­ном пред­при­я­тии Babcock Marine (бывшая военно-мор­ская верфь Rosyth Dockyard, была при­ва­ти­зи­ро­ва­на в 1997 году) в шот­ланд­ском городе Росайт. В состав ACA входят вы­сту­пив­ший про­ек­тан­том фран­цуз­ский кон­сор­ци­ум Thales Group, а также бри­тан­ские BAE Systems Surface Ships, A&P Group и Cammell Laird. Бри­тан­ские участ­ни­ки кон­сор­ци­у­ма от­ве­ча­ли в том числе за из­го­тов­ле­ние круп­но­блоч­ных секций кор­пу­са, из ко­то­рых ко­рабль был собран в сухом стро­и­тель­ном доке.

HMS Queen Elizabeth на верфи в городе Росайт

Для ми­ни­стер­ства обо­ро­ны, ВМС Ве­ли­ко­бри­та­нии и ком­па­ний BAE Systems, Babcock, Thales UK, при­ни­ма­ю­щих уча­стие в стро­и­тель­стве авиа­нос­цев, спуск на воду одного из ко­раб­лей озна­ме­но­вал за­вер­ше­ние су­ще­ствен­но­го этапа. Ранее пра­ви­тель­ство страны за­дер­жа­ло раз­ви­тие про­грам­мы на два года, что при­ве­ло к по­вы­ше­нию сто­и­мо­сти, пы­та­лось пол­но­стью ее от­ме­нить, два раза из­ме­ня­ло свою по­зи­цию по во­про­су того, какие ис­тре­би­те­ли F-35 должны ба­зи­ро­вать­ся на авиа­нос­цах. Обо­рон­но-про­мыш­лен­ные ком­па­нии также спро­во­ци­ро­ва­ли ряд про­блем в ходе раз­ви­тия про­грам­мы. Сто­и­мость работ по со­зда­нию авиа­нос­цев су­ще­ствен­но уве­ли­чи­лись. Пер­во­на­чаль­но она со­став­ля­ла $6,38 млрд, а затем воз­рос­ла на 63% и до­стиг­ла $10,4 млрд.

Про­цесс стро­и­тель­ства авиа­нос­цев был разбит на со­ору­же­ние от­дель­ных блоков массой до 11 тыс. т, ко­то­рые со­би­ра­лись на раз­лич­ных бри­тан­ских верфях. Затем они до­став­ля­лись в шот­ланд­ский Росайт и со­би­ра­лись в единое целое.

4 июля 2014 года со­сто­я­лась це­ре­мо­ния кре­ще­ния ко­раб­ля. При­сут­ство­вав­шая на ней Ели­за­ве­та II вы­сту­пи­ла в ка­че­стве "крест­ной матери" авиа­нос­ца. По сиг­на­лу ко­ро­ле­вы Ве­ли­ко­бри­та­нии о борт ко­раб­ля была раз­би­та бу­тыл­ка шот­ланд­ско­го виски Bowmore. Первым ко­ман­ди­ром стал ком­мо­дор Джерри Кид, ранее ко­ман­до­вав­ший лег­ки­ми авиа­нос­ца­ми R07 Ark Royal и R06 Illustrious.

Це­ре­мо­ния кре­ще­ния ко­раб­ля

17 июля ко­рабль был вы­ве­ден из сухого дока и спустя девять дней вышел из шот­ланд­ско­го Ро­сай­та в море на за­вод­ские хо­до­вые ис­пы­та­ния, в том числе на нем про­хо­ди­ли ис­пы­та­ния вер­то­ле­тов. 16 ав­гу­ста авиа­но­сец прибыл к месту по­сто­ян­но­го ба­зи­ро­ва­ния — в глав­ную военно-мор­скую базу Ко­ро­лев­ско­го ВМФ Портс­мут.

После вывода Queen Elizabeth из стро­и­тель­но­го дока на­ча­лась сборка вто­ро­го ко­раб­ля этого класса — R09 Prince of Wales ("Принц Уэль­ский"). Це­ре­мо­ния кре­ще­ния со­сто­я­лась 8 сен­тяб­ря 2017 года, ввод авиа­нос­ца в строй за­пла­ни­ро­ван на 2019 год.

Воз­мож­но­сти "Ко­ро­ле­вы"

Авиа­но­сец имеет не менее трех пус­ко­вых уста­но­вок ко­ра­бель­но­го зе­нит­но­го ар­тил­ле­рий­ско­го ком­плек­са Phalanx CIWS, ар­тил­ле­рий­ские уста­нов­ки ка­либ­ра 30 мм, а также пу­ле­ме­ты раз­лич­ных типов.

У "Ко­ро­ле­вы" прак­ти­че­ски нет во­ору­же­ния, а у рос­сий­ско­го авиа­нос­ца "Ад­ми­рал Куз­не­цов" — мощный набор: про­ти­во­ко­ра­бель­ный ра­кет­ный ком­плекс "Гранит", зе­нит­но-ра­кет­ные "Кортик" и "Кинжал"… Объ­яс­ня­ет­ся это тем, что ан­глий­ские авиа­нос­цы, как и аме­ри­кан­ские, входят в удар­ную авиа­нос­ную группу, где у них мощная свита из крей­се­ров, фре­га­тов и кор­ве­тов, ко­то­рые за­щи­ща­ют их от на­па­де­ния с воз­ду­ха, с моря и из-под воды. А наш тя­же­лый крей­сер спо­со­бен решать такие задачи са­мо­сто­я­тель­но

Виктор Ли­тов­кин

во­ен­ный обо­зре­ва­тель ТАСС

Полное во­до­из­ме­ще­ние "Ко­ро­ле­вы" — 70 600 т, экипаж — 679 че­ло­век, состав авиа­груп­пы — около 900 че­ло­век.


  • Длина — 280 м, высота — 56 м, осадка — 11 м;

  • Ширина мак­си­маль­ная — 73 м;

  • Раз­ме­ры ангара — 155 х 33,5 х 6,7 м, он вме­ща­ет до 20 са­мо­ле­тов и вер­то­ле­тов;

  • Мак­си­маль­ная ско­рость — 26 узлов (по­ряд­ка 48 км/ч);

  • Даль­ность пла­ва­ния при ско­ро­сти 15 узлов — 10 тыс. мор­ских миль (около 18 500 км);

  • Ав­то­ном­ность — 290 суток.

Ко­рабль имеет две над­строй­ки — но­со­вую и кор­мо­вую, в ко­то­рых смон­ти­ро­ва­ны ра­дио­ло­ка­ци­он­ные стан­ции боль­шой и сред­ней даль­но­сти раз­ра­бот­ки BAE Systems и Thales. По­лет­ная палуба осна­ще­на но­со­вым трам­пли­ном для взлета па­луб­ных са­мо­ле­тов, двумя са­мо­ле­то­при­ем­ни­ка­ми, 56 подъ­ем­ни­ка­ми для подачи бо­е­при­па­сов.

HMS Queen Elizabeth

Глав­ная энер­ге­ти­че­ская уста­нов­ка вклю­ча­ет:


  • две га­зо­вые тур­би­ны Trent MT30 мощ­но­стью 36 МВт (49 тыс. ло­ша­ди­ных сил) каждая, про­из­вод­ства бри­тан­ской ком­па­нии Rolls-Royce;

  • четыре дизель-ге­не­ра­то­ра Wartsila 38 про­из­вод­ства Фин­лян­дии мощ­но­стью 11 МВт (15 тыс. ло­ша­ди­ных сил) каждый;

  • четыре асин­хрон­ных элек­тро­дви­га­те­ля мощ­но­стью 20 МВт (27 тыс. ло­ша­ди­ных сил) каждый для при­во­да двух линий валов и греб­ных винтов.

Авиа­но­сец осна­щен ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ной си­сте­мой бо­е­во­го управ­ле­ния, ин­те­гри­ро­ван­ной с РЛС боль­шой даль­но­сти, ко­то­рая поз­во­ля­ет со­про­вож­дать до 1 тыс. воз­душ­ных целей на ди­стан­ции 250 мор­ских миль (около 460 км). Также на ко­раб­ле име­ет­ся спе­ци­аль­ный центр для ко­ман­ду­ю­ще­го авиа­нос­ной удар­ной груп­пой (АУГ).

Ан­глий­ские и аме­ри­кан­ские АУГ пред­на­зна­че­ны для про­ве­де­ния экс­пе­ди­ци­он­ных опе­ра­ций и за­пу­ги­ва­ния "непо­кор­ных" го­су­дарств, как это делают се­год­ня авиа­нос­цы США у бе­ре­гов КНДР. Наш авиа­но­сец — для защиты груп­пи­ров­ки своих ко­раб­лей в зоне опе­ра­тив­но­го раз­вер­ты­ва­ния и охраны стра­те­ги­че­ских тор­го­вых путей, в том числе и для под­держ­ки су­хо­пут­ных войск в борьбе с тер­ро­ри­ста­ми, что делали са­мо­ле­ты "Куз­не­цо­ва" в ходе борьбы с бо­е­ви­ка­ми ИГ в Сирии

Виктор Ли­тов­кин

во­ен­ный обо­зре­ва­тель ТАСС

В 2016 году рос­сий­ский авиа­но­сец во время похода в Сре­ди­зем­ное море впер­вые принял уча­стие в опе­ра­ции Воз­душ­но-кос­ми­че­ских сил РФ в Сирии. Тогда па­луб­ные пилоты "Куз­не­цо­ва" вы­пол­ни­ли 420 боевых вы­ле­тов (117 ночью), при этом было уни­что­же­но более тысячи объ­ек­тов тер­ро­ри­стов.

Авиа­груп­па Queen Elizabeth может вклю­чать до 40 ле­та­тель­ных ап­па­ра­тов, в том числе до 24 ис­тре­би­те­лей Lockheed Martin F-35B, вер­то­ле­ты раз­лич­ных типов, вклю­чая AgustaWestland AW101 Merlin HM2.

Ис­тре­би­тель F-35B Lightning II

Ожи­да­ет­ся, что ис­пы­та­ния па­луб­ных са­мо­ле­тов F-35B на авиа­нос­це нач­нут­ся в конце 2018 года. В этот же период пред­по­ла­га­ет­ся адап­ти­ро­вать авиа­но­сец для раз­ме­ще­ния на нем вер­то­ле­тов ар­мей­ской авиа­ции — AH-64 Apache, CH-47 Chinook, AW159 Wildcat раз­лич­ных мо­ди­фи­ка­ций. Эти ме­ро­при­я­тия будут про­ве­де­ны в связи с тем, что ми­ни­стер­ство обо­ро­ны рас­смат­ри­ва­ет воз­мож­ность при­ме­не­ния авиа­нос­ца при вы­пол­не­нии сов­мест­ных меж­ви­до­вых и при­бреж­ных опе­ра­ций.

По словам ди­рек­то­ра управ­ле­ния про­ект­ны­ми ра­бо­та­ми группы ком­па­ний — стро­и­те­лей авиа­нос­цев ACA Пола Рэф­фер­ти, ис­пы­та­ния бри­тан­ских ис­тре­би­те­лей F-35B для авиа­нос­ца Queen Elizabeth будут про­ве­де­ны на тер­ри­то­рии США. "В первом квар­та­ле 2018 года нач­нут­ся ис­пы­та­ния са­мо­ле­тов на во­сточ­ном по­бе­ре­жье США. F-35 уже про­ве­ли два ком­плекс­ных ис­пы­та­ния авиа­тех­ни­ки на борту аме­ри­кан­ско­го уни­вер­саль­но­го де­сант­но­го ко­раб­ля USS Wasp, LHD-1", — сказал он.

Со­глас­но планам, ко­рабль и авиа­груп­па до­стиг­нут на­чаль­ной бо­е­го­тов­но­сти в 2021 году, а полной — в 2023-м.

Для срав­не­ния, един­ствен­ный рос­сий­ский авиа­но­сец "Ад­ми­рал Куз­не­цов" несет на борту до 30 ис­тре­би­те­лей МиГ-29К/КУБ и Су-33, а также удар­ные вер­то­ле­ты Ка-52К и про­ти­во­ло­доч­ные Ка-27 и Ка-29.

Сла­бо­сти "Ко­ро­ле­вы"

В июне 2017 года раз­го­ре­лась сло­вес­ная дуэль. В ин­тер­вью газете The Telegraph ми­нистр обо­ро­ны Ве­ли­ко­бри­та­нии Майкл Фэллон заявил, что рус­ские будут смот­реть на круп­ней­ший ко­рабль Ко­ро­лев­ско­го военно-мор­ско­го флота Ве­ли­ко­бри­та­нии авиа­но­сец Queen Elizabeth с за­ви­стью и вос­хи­ще­ни­ем. При этом бри­тан­ский ми­нистр под­черк­нул, что ВМС страны примут все воз­мож­ные меры, чтобы рос­сий­ские ко­раб­ли не при­бли­зи­лись к авиа­нос­цу.

Офи­ци­аль­ный пред­ста­ви­тель Ми­но­бо­ро­ны России ге­не­рал-майор Игорь Ко­на­шен­ков назвал хваст­ли­вы­ми слова бри­тан­ско­го ми­ни­стра обо­ро­ны Майкла Фэл­ло­на о "кра­со­те" нового бри­тан­ско­го авиа­нос­ца Queen Elizabeth и его пре­вос­ход­стве над рос­сий­ским авиа­не­су­щим крей­се­ром "Ад­ми­рал Куз­не­цов".

"Эк­заль­ти­ро­ван­ные за­яв­ле­ния главы бри­тан­ско­го во­ен­но­го ве­дом­ства Фэл­ло­на от­но­си­тель­но пре­вос­ход­ства внеш­ней кра­со­ты нового авиа­нос­ца над рос­сий­ским авиа­не­су­щим крей­се­ром "Ад­ми­рал Куз­не­цов" де­мон­стри­ру­ют от­кро­вен­ное незна­ние им [ми­ни­стром] военно-мор­ской науки. И прежде всего — сути от­ли­чий "авиа­мат­ки", ко­то­рым де-факто яв­ля­ет­ся бри­тан­ский авиа­но­сец, от авиа­не­су­ще­го крей­се­ра про­ек­та 1143.5 "Ад­ми­рал Куз­не­цов", — от­ме­тил он.

Так же, как у пчел, бри­тан­ский авиа­но­сец са­мо­сто­я­тель­но спо­со­бен лишь вы­пус­кать из чрева са­мо­ле­ты, на­хо­дясь в плот­ном окру­же­нии роя за­щи­ща­ю­щих его боевых ко­раб­лей, судов обес­пе­че­ния и под­вод­ных лодок <...> В от­ли­чие от авиа­не­су­ще­го крей­се­ра "Ад­ми­рал Куз­не­цов", осна­щен­но­го зе­нит­ным, про­ти­во­ло­доч­ным и, самое глав­ное, про­ти­во­ко­ра­бель­ным ра­кет­ным во­ору­же­ни­ем "Гранит", бри­тан­ский авиа­но­сец — всего лишь удоб­ная круп­но­га­ба­рит­ная мор­ская цель

Игорь Ко­на­шен­ков

офи­ци­аль­ный пред­ста­ви­тель МО РФ, ге­не­рал-майор

Тя­же­лый авиа­не­су­щий крей­сер "Ад­ми­рал Куз­не­цов"

"С учетом этого как раз в ин­те­ре­сах бри­тан­ско­го ко­ро­лев­ско­го флота — в от­кры­том море не де­мон­стри­ро­вать "кра­со­ту" своего авиа­нос­ца ближе несколь­ких сотен миль от "даль­не­го род­ствен­ни­ка", — за­ме­тил Ко­на­шен­ков.

Кра­со­та — по­ня­тие рас­тя­жи­мое и вку­со­вое. И го­во­рить, какой авиа­но­сец более красив, бес­смыс­лен­но. Авиа­нос­цы оце­ни­ва­ют по их функ­ци­о­наль­ным ка­че­ствам, так­ти­ко-тех­ни­че­ским ха­рак­те­ри­сти­кам, спо­соб­но­сти вы­пол­нить воз­ло­жен­ные на них задачи. Думаю, "Ад­ми­рал Куз­не­цов" и Queen Elizabeth со­от­вет­ству­ют тем тре­бо­ва­ни­ям, ко­то­рые перед ними по­ста­ви­ли кон­струк­то­ры и ад­ми­ра­лы

Виктор Ли­тов­кин

во­ен­ный обо­зре­ва­тель ТАСС

При этом во­ен­ный экс­перт под­чер­ки­ва­ет, что ко­раб­ли от­ли­ча­ют­ся друг от друга. "На­при­мер, тем, что у "ан­гли­ча­ни­на" две малые над­строй­ки: одна — для управ­ле­ния ко­раб­лем, вторая — для управ­ле­ния по­ле­та­ми. У "Куз­не­цо­ва" — одна. У "Ко­ро­ле­вы" — три взлет­но-по­са­доч­ные полосы, у "Ад­ми­ра­ла" — одна. Но там и там есть трам­плин. "Ан­гли­ча­нин" длин­нее на 18 м, и у него больше во­до­из­ме­ще­ние: 70 600 т против 61 390. Но он может брать на борт 40 са­мо­ле­тов, наш — 50, но фак­ти­че­ски около 30", — срав­ни­ва­ет Ли­тов­кин.

На­пом­ним, поход рос­сий­ской ко­ра­бель­но-удар­ной группы во главе с "Ад­ми­ра­лом Куз­не­цо­вым" в 2016 году через Ла-Манш к бе­ре­гам Сирии вызвал бо­лез­нен­ную ре­ак­цию в Ве­ли­ко­бри­та­нии. С подачи того же Фэл­ло­на страны — члены НАТО от­ка­зы­ва­ли рос­сий­ским ко­раб­лям в до­за­прав­ке в портах.

Кстати, среди по­тен­ци­аль­ных слабых мест авиа­нос­ца бри­тан­ская The Telegraph на­зы­ва­ла уста­рев­шее про­грамм­ное обес­пе­че­ние. От­ме­ча­лось, что на ком­пью­те­рах в дис­пет­чер­ской ком­на­те ко­раб­ля была уста­нов­ле­на опе­ра­ци­он­ная си­сте­ма Windows XP, под­держ­ку ко­то­рой ком­па­ния Microsoft на данный момент уже пре­кра­ти­ла. Именно эта ОС ока­за­лась наи­бо­лее уяз­ви­ма во время атаки вируса Wannacry.

В начале де­каб­ря стало из­вест­но, что в 2018 году нач­нет­ся ремонт авиа­нос­ца "Ад­ми­рал Куз­не­цов". "Вопрос — в каком объеме. Это будет за­ви­сеть от сба­лан­си­ро­ван­но­сти по­ка­за­те­лей гос­про­грам­мы во­ору­же­ний, дальше — вопрос во­ен­ным", — сказал на про­шед­шем в Санкт-Пе­тер­бур­ге форуме "Арк­ти­ка: на­сто­я­щее и бу­ду­щее" глава Объ­еди­нен­ной су­до­стро­и­тель­ной кор­по­ра­ции Алек­сей Рах­ма­нов.

Роман Азанов

Ав­тор­ство:
Ав­тор­ская работа / пе­ре­во­ди­ка
Ис­поль­зо­ван­ные ис­точ­ни­ки:


https://aftershock.news/?q=node/593118

Tags: Авиа, Европа, Флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments