Сергей Плахов (detonator666) wrote,
Сергей Плахов
detonator666

Categories:

Почему взрыв двигателя не был причиной авиакатастрофы под Москвой

0.7Kвс, 11/02/2018 - 21:45 | TurboJet (3 месяца 1 неделя)
Аватар пользователя TurboJet

К со­жа­ле­нию, пас­са­жир­ский борт Ан-148 раз­бил­ся под Моск­вой. Сейчас по непо­нят­ным при­чи­нам на­чи­на­ют му­со­лить версию о про­бле­ме в дви­га­те­ле, по­сле­ду­ю­щем взрыве дви­га­те­ля и па­де­нии са­мо­ле­та. Честно говоря, версия сама по себе немно­го бре­до­ва и рас­счи­та­на на ти­пич­но­го обы­ва­те­ля и по­тре­би­те­ля ТВ. Почему - пред­ла­гаю немно­го разо­брать­ся.

Дви­га­тель Д-436

Дви­га­тель Д-436, ко­то­рый уста­нав­ли­ва­ет­ся на са­мо­ле­ты Ан-148, на­де­жен. Он был раз­ра­бо­тан еще в со­вет­ское время в ЗМКБ «Про­гресс» им. ака­де­ми­ка А. Г. Ив­чен­ко (Укра­и­на). Позд­нее его выпуск осво­и­ли как на Укра­ине (ОАО "Мотор Сич"), так и в России (ФГУП «НПЦ га­зо­тур­бо­стро­е­ния „Салют“»). Дви­га­тель выдает весьма неплохую тягу при своих га­ба­ри­тах. На моей памяти ка­та­строф, в ко­то­рых был ви­но­ват этот дви­га­тель - не было. Этот же дви­га­тель (точнее, неко­то­рая мо­ди­фи­ка­ция) ста­вит­ся на рос­сий­ские са­мо­ле­ты Бе-200.

Отказ дви­га­те­ля

До­пу­стим, про­изо­шел отказ дви­га­те­ля. На­сколь­ко это кри­тич­но? Да, в общем-то, прак­ти­че­ски никак не кри­тич­но. При сер­ти­фи­ка­ции са­мо­ле­тов что в США, что в Европе, обя­за­тель­ным усло­ви­ем яв­ля­ет­ся ра­бо­то­спо­соб­ность (взлет, полет, по­сад­ка) на одном дви­га­те­ле. Дру­ги­ми сло­ва­ми, для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния са­мо­ле­та ему до­ста­точ­но тяги одного дви­га­те­ля, из­бы­точ­ность тяги вво­дит­ся для стра­хов­ки.

Также са­мо­ле­ты сер­ти­фи­ци­ру­ют­ся по даль­но­сти полета на одном дви­га­те­ле. То есть никто не до­пу­стит са­мо­лет в транс­ат­лан­ти­че­ско­му рейсу, если он будет не спо­со­бен пре­одо­леть марш­рут на одном дви­га­те­ле.

Таким об­ра­зом, потеря одного из двух дви­га­те­лей в полете - дело некри­тич­ное.

Вот пример, как са­мо­ле­ты спо­кой­но летают с от­ка­зав­ши­ми дви­га­те­ля­ми:

Или вот:

Взрыв дви­га­те­ля

Эта версия вы­гля­дит еще эпич­нее. По­про­буй­те вспом­нить, когда взрыв дви­га­те­ля при­во­дил непо­сред­ствен­но к ка­та­стро­фе. Даже с Гуглом про­бле­ма­тич­но найти. Почему? Ответ прост: взрыв должен быть такой силы, чтобы ото­рва­ло часть крыла. Что весьма про­бле­ма­тич­но.

Ос­нов­ные при­чи­ны взрыва авиа­дви­га­те­ля:


  1. Потеря дав­ле­ния в ком­прес­со­ре. Ко­ли­че­ство топ­ли­ва в камере сго­ра­ния уве­ли­чи­ва­ет­ся, правда при раз­ря­жен­ном воз­ду­хе такая смесь будет плохо гореть, но микро-взрывы и некон­тро­ли­ру­е­мое сжи­га­ние топ­ли­ва воз­мож­ны, с рас­про­стра­не­ни­ем огня в сто­ро­ну воз­ду­хо­за­бор­ни­ка.

  2. Про­бле­мы с ре­гу­ли­ров­кой впрыс­ка топ­ли­ва. Топ­ли­ва впрыс­ки­ва­ет­ся больше, чем надо, оно не успе­ва­ет сго­рать, и про­цесс го­ре­ния про­дол­жа­ет­ся в тур­бине.

Пример того, когда топ­ли­во не успе­ва­ет сго­рать в камере:

Взрыв, даже если он и будет в дви­га­те­ле, это будет микро-взрыв. Не будет взрыва, ко­то­рый раз­не­сет весь дви­га­тель вместе с крылом. Почему? Потому что раз­ме­ры камеры сго­ра­ния не такие уж боль­шие, чтобы так взры­вать­ся.

Вот пример того, как ра­бо­та­ет камера сго­ра­ния в со­вре­мен­ных дви­га­те­лях:

Ос­нов­ная про­бле­ма в таких слу­ча­ях - это пожар, ко­то­рый может пе­ре­ки­нуть­ся с дви­га­те­ля на сам са­мо­лет. Чтобы этого не до­пу­стить, ис­поль­зу­ет­ся несколь­ко средств:


  1. Дат­чи­ки пожара. При из сра­ба­ты­ва­нии дви­га­тель глу­шит­ся, пре­кра­ща­ет­ся подача топ­ли­ва. Без работы топ­лив­но­го насоса остат­ки топ­ли­ва в дви­га­те­ле до­го­ра­ют за се­кун­ды. Иногда тре­бу­ет­ся под­твер­жде­ние на глу­ше­ние от ко­ман­ди­ра.

  2. По­жар­ная си­сте­ма ту­ше­ния. Дви­га­тель/крылья за­ли­ва­ют­ся спе­ци­аль­ной жид­ко­стью.

К этому можно до­ба­вить вы­со­кую ско­рость са­мо­ле­та и на­бе­га­ю­щий раз­ря­жен­ный поток воз­ду­ха.

Пожар как след­ствие

До­пу­стим, пожар в дви­га­те­ле сбить не уда­лось. В таком случае надо по­ни­мать, что даже если пожар и про­дол­жа­ет рас­про­стра­нять­ся, то это будут не какие-то се­кун­ды. Ко­ман­дир судна спо­кой­но должен успеть до­ло­жить о про­бле­ме и по­пы­тать­ся по­ту­шить пожар, вы­клю­чить дви­га­тель. При таком рас­кла­де са­мо­ле­ты не падают молча и мгно­вен­но. Опять же, много вы пом­ни­те ка­та­строф из-за пожара в дви­га­те­ле, ко­то­рый пе­ре­ки­нул­ся на сам са­мо­лет?

Выводы

Ис­то­рия очень мутная. И кто-то на­чи­на­ет вбра­сы­вать "сви­де­тель­ства" и версии о го­ря­щих и взры­ва­ю­щих­ся дви­га­те­лях, уже неко­то­рые успели во всем об­ви­нить Укра­и­ну (как про­из­во­ди­те­ля дви­га­те­ля, ко­то­рый могли со­би­рать и в России). Это явно не из-за дви­га­те­лей. Видимо, по каким-то при­чи­нам, ре­аль­ную про­бле­му по­пы­та­ют­ся замять или сва­лить на экипаж.

Моя версия: похоже на про­бле­му с об­ле­де­не­ни­ем. По край­нее мере, это объ­яс­ня­ет ма­нев­ры эки­па­жа (сперва ныр­ну­ли вниз, потом пы­та­лись вы­ров­нять, потом окон­ча­тель­но ушли вниз). Либо про­бле­мы с ме­ха­ни­кой (на­при­мер, за­крыл­ки).

По­смот­рим, что скажут офи­ци­аль­но, тогда будет по­нят­но, кого вы­го­ра­жи­ва­ют.

Ав­тор­ство:
Ав­тор­ская работа / пе­ре­во­ди­ка
Ком­мен­та­рий автора:

Спе­ци­аль­но для АШ.


https://aftershock.news/?q=comment/5037815#comment-5037815

Tags: Авиа, Катастрофа, Разбор, Сделано у нас
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments